Народности Пакистана

Балтистанцы

Балтистанцы народ суровый, и, если что, шутить не любят… Это вам не шерпы или таманги, у которых улыбка с лица целый год не сходит. Те вам и споют и станцуют, и в сланцах в гору вверх посвистывая, и по леднику босиком тоже посвистывая…

Балтистанцы другие! Разве я смогу забыть тех хмурых ухарей с крашенными хной бородами, что встречали наш рейс в Скарду? От них взгляд нельзя было отвесть…Такие сразу может быть и не расстреляют, но в заложники возьмут точно!

Правда, всего два слова производят настоящий культурный фурор: «Салам Алейкум»!! Губы растягиваются в искренней улыбке, а ваша ладонь тонет в мягком и теплом рукопожатии… За этим следует ритуальное объятие и столь же ритуальная беседа… А вот здесь будьте внимательны!! Эта беседа решает все! Не важно, откуда вы родом, кто ваши родители, какие у вас взгляды и какой религии вы придерживаетесь – хотя все положенные вопросы будут заданы. Если балтистанец понял, что вы человек уважаемый, вдумчивый, умеющий слушать и чтящий законы, вы станете ему братом, и он снимет для вас последний камиз. Если нет – ну, пеняйте на себя! Скорее всего, просто вежливо отойдет в сторону.

Их язык – смесь ладакхского, персидского и урду. Хотя есть учёные, утверждающие, что балти – это тибетский язык почти без примесей и искажений. А некоторые считают его архаичной, древней версией тибетского. Как бы там ни было, балти или ладакхский диалект тибетского вобрал в себя, как и сами балтистанцы, генетику отчаянных кхампа, заселивших эти места ещё в VIII веке, дардов, живших здесь иcпокон веков, а также персов и тюркских народов… Балтистан откололся от Ладакха и был исламизирован еще в XIV веке. Позже здесь утвердилась исмаилитская версия шиизма. Хотя он долго ещё переходил из рук в руки, испытывая влияния, то ладакхцев, то персов, то афганцев, то моголов, то пенджабцев…

Но в древности Балтистан – это самая западная окраина именно тибетской империи. Названия гор, хребтов, перевалов, озёр, ледников и даже деревень до сих пор носят чисто тибетские имена: Харамош Ла, Гондогоро Ла, Чого Ри, Бралдо, Шигар, Синг Канг Ри, Баша…

В самом начале своей истории Балтистан долгое время находится под влиянием Западного Тибета и особенно бонского государства Шангшунг. Если учесть, что сами бонские ламы утверждают, что их религия вышла из Персии, что также находит подтверждение в трудах западных учёных (например, Б.И. Кузнецов, «Древний Иран и Тибет (История религии бон»)), я не удивлюсь, если кто-нибудь однажды докажет, что древнюю религию бон принесли в Тибет именно балтистанцы.

Балтистан – страна, где живёт удивительно красивый, гордый и благородный народ. Это страна невероятной красоты гор, перевалов, мощных ледников, бурных рек и кристальных озёр. Увидеть этот невероятный природный край – большая удача и счастье! Поэтому не теряйте времени! 🙂

А заодно и познакомьтесь с балтистанцами, народом, который, сохранив добродушие и выносливость шерпов и тибетских горцев, вобрал в себя персидскую основательность и гостеприимство исламского Востока.

Шина

Если в Пакистане кто-то и надумает взять в руки АКМ, чтобы пойти пострелять немного туристов, то это, вероятнее всего, будут шина. Ещё совсем не так давно, в конце 90-х, кохистанские шина кидались камнями в проходящие мимо автобусы и джипы с неверными. Сейчас это уже в прошлом, но даже «чиласи» (шина, живущие в районе Чиласа и под Нанга-Парбатом) до сих пор считают их crazy people. Кстати, тот самый расстрел альпинистов под Нанга-Парбатом 23-го июня 2013 года случился на территории, где живут шина.

Да и сейчас шина, хотя и очень позитивные на вид, туристов в свои деревни пускать не любят, фотографировать своих детей и жен не разрешают. Если на Раджа-базаре в Исламабаде народ пристает к тебе, чтобы ты их сфотографировал или чтобы самим сфотографироваться с тобой в обнимку, то в Чиласе, Райкоте много тех, кто машет руками, когда вы поднимаете камеру. На Fairy Meadows местный чувак, показавший нам точку, где ловит связь, минут 15 бежал за нами, чтобы мы вдруг случайно не зашли в деревню.

Шина – это дардский или арийский народ, живущий от Кохистана до Гилгита. Когда-то они были буддистами, хинду, анимистами. Сейчас почти все они сунни. В свое время они вели жестокие междоусобные войны и вели торговлю рабами. Индусы всегда считали их адиваси или ракшаси, низкой кастой. Считали этих людей, живущих на окраине индуистского мира и промышляющих криминальной торговлей и разбоем, людьми второго сорта.

Сейчас это мирные скотоводы, фермеры или горные проводники. Но что-то из их «славного прошлого» отложилось и на их внешности, и на характере, и на манере поведения. Это свободные, гордые, самодостаточные и, часто, веселые и заводные горцы. Они держатся приветливо, но с большим достоинством и, в чем-то очень отстраненно. Я думаю, было бы не слишком мудро раздражать их по пустякам или вступать с ними в открытые финансовые конфликты.

Их общины ведут достаточно изолированный образ жизни для внешнего наблюдателя и, если вы действительно хотите с ними близко сойтись или познакомиться, вам, скорее всего, придется заручиться надёжной рекомендацией от уважаемого человека, либо проявить себя не как туриста, а как мусафи – богоискателя, искателя правды или знатока закона и священных текстов (Корана).

А вообще, они очень колоритны и улыбчивы. Ну и, конечно джипы и бороды, посмотрите, какие у них джипы и бороды!! 🙂

Об авторе

client-photo-1
Федорович Андрей
Основатель и глава клуба, гид

Комментарии

Добавить комментарий