Пророков нет — не сыщешь днем с огнем,
Ушли и Магомет и Заратустра…
В. С. Высоцкий
Пожалуй, каждый знает, что Армения — первая в мире страна, которая приняла христианство и что сегодня большая часть армян принадлежит к Армянской Апостольской Церкви. Однако в древности на территории обширного государства Великая Армения существовали и другие высокоразвитые религии, следы которых можно попытаться найти и в наши дни. Гид нашего клуба, религиовед Вячеслав Терехов спешит поделиться результатами своих изысканий, которые, как мы надеемся, не только напомнят о древних временах, но и помогут путешественнику в этой стране сегодня.
Армянская Апостольская Церковь
Действительно, по мнению большинства историков, именно Армения является первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Еще в I в н.э. христианство в Великой Армении проповедовали ученики Иисуса Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей, благодаря чему Армянская Церковь носит титул апостольской. Однако подлинное начало армянского христианства восходит к началу IV в. н. э. (традиционная дата — 301 г.), когда св. Григорий Просветитель крестил царя Великой Армении Тиридата III Великого, что является очень важной частью армянского национального и религиозного сознания.
Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семейству Древних Восточных Церквей, которое имеет некоторые вероучительные и культурные отличия как от римского католицизма, так и от византийского Православия. Именно к Армянской Церкви принадлежит большая часть этнических армян во всем мире. К слову, существует версия, что упомянутый в эпиграфе Владимир Высоцкий был крещен в Армянской Церкви, хотя, конечно, этнически отношения к Армении он не имел.
В целом, история и культура Армянской Церкви многократно описана как в научной литературе, так и во многочисленных блогах в Интернете, поэтому мы остановимся лишь на некоторых деталях, на которые обязательно стоит обратить внимание во время путешествия по стране.
Среди ярких черт армянской духовной традиции выделяется самобытная архитектура храмов, близкая к готической, а также высокоразвитая культура резьбы по камню. Монастыри Татев, Гегард, Санаин, Талинский собор, храм Рипсемэ, Ереруйкская базилика — всемирно известные памятники средневековой архитектуры, возраст некоторых из них превышает тысячелетие. Многие путешественники, впервые оказавшиеся в стране, начинают свое знакомство с армянской духовной культурой с храмового комплекса Звартноц, который нравится любителям древних развалин. В целом, в этой небольшой стране, по размерам уступающей Московской области, сохранились сотни монастырей и храмов, а также ряд крепостей и древних мегалитических комплексов, и не существует, пожалуй, ни одного путеводителя, который описал бы их все.
В Средние века при крупных монастырях существовали духовные и научные школы, где велись летописи, развивались математика, астрономия и различные искусства. К примеру, уже в те времена армянским ученым было известно о шарообразности Земли. В последние годы в некоторых монастырях, например в Нораванке или в монастыре Гандзасар в Нагорном Карабахе создаются музеи древних рукописей — «матенадараны». Здесь можно увидеть рукописные Библии возрастом более тысячи лет и другие уникальные экспонаты.
Искусство резьбы по камню восходит еще к античным временам, а в Средние века достигает необычайных высот. Возле каждого армянского храма можно найти несколько вырезанных из туфа или базальта каменных крестов — хачкаров, многие из которых созданы столетия назад. В домашних молитвах армяне тоже, как правило, молятся на небольшой деревянный или каменный хачкар. В целом, роль хачкаров для армянской культуры можно сравнить с ролью иконописи для Древней Руси.
При этом икон в армянских храмах почти не бывает, фрески и росписи также встречаются нечасто. Впрочем, это создает уникальную атмосферу горных монастырей, многие из которых вполне можно было бы использовать как декорации для фильмов в стиле «Властелина колец» 🙂 Одними из немногих мест, где можно увидеть фрески и иконы византийского типа, являются монастырь Дадиванк в Нагорном Карабахе, резиденция Патриарха-Католикоса в Эчмиадзине, а также несколько храмов на севере страны.
Религии древней Армении и их сакральные центры
С самых древних времен гора Арарат, или, как ее называли в древности — гора Масис — занимала очень важное место в сакральном мировоззрении армян. Представление о священной горе как центре мифологического, а нередко и реального географического мира, присуще религиям и культурам многих народов. Пронизывающее все уровни мироздания – небо, землю и преисподнюю – Мировое древо или Священная гора мыслится как основная мистическая ось, связывающая земной и духовный миры.
«Восхождение на гору
всегда обозначает путешествие к центру мира»
Мирча Элиаде
Помимо широко известной истории о Ноевом ковчеге, вокруг Арарата еще в древности сложился целый пласт мифологических сюжетов. В доисторические времена жившие на Армянском нагорье племена почитали многочисленных духов озер, рек, гор, лесов, в честь которых воздвигали каменные дольмены — вишапы. Одним из мест, где обитают духи-вишапы, почитался Масис и его окрестности, а также Арагац, Аждаак и другие горы и вулканы Армении. В горных долинах Арагаца и Аждаака и сегодня можно найти сохранившиеся каменные дольмены возрастом в несколько тысяч лет. Путешественники также могут попытаться отыскать здесь вырезанные на камнях доисторические петроглифы, изображающие сцены охоты, астрологические сюжеты и многое другое.
Согласно древним легендам, Масис и Арагац когда-то были братом и сестрой, которые однажды поссорились, за что боги покарали их, превратив их самих в горы, их пояса — в лесные долины, а слезы — в реки и родники. С тех пор высоко в горах, в скалах, оврагах и пещерах живут духи-вишапы, которые являются людям и губят их. По одной из мифологических версий вишапы — это потомки детей Ноя, родившиеся в ковчеге во время Всемирного потопа.
Армянский Прометей — воин Артавазд — вступил с духами в неравную борьбу, но они навеки сковали его цепями в одной из пещер в верховьях Масиса. А по христианскому преданию, злобных духов сумел изгнать только св. Григорий Просветитель, который молился на вершине Арарата и ночами ему светила свесившаяся с неба лампада. Сегодня у подножия Арарата стоит древний монастырь Хор Вирап, где сохранилась пещера, в которой долгие годы был заточен св. Григорий, пока еще царь Тиридат III оставался язычником.
До формирования армянского этноса Араратскую долину и соседние области занимало государство Урарту со столицей в районе озера Ван. На территории Армении, а также северной Турции сохранились несколько урартийских крепостей, одну из которых — Эребуни — можно найти на окраине Еревана. Несколько лет назад располагающиеся на высоком холме руины Эребуни были приведены в порядок, а также создан современный музей. В Эребуни находятся остатки храмов верховных богов урартийского пантеона Халди и Суси, а также зороастрийского храма огня. Храм еще одного урартийского бога — Тейшебы — возможно, находился в крепости Тейшебаини, руины которой также находятся в Ереване.
Зороастризм — одна из древнейших мировых религий — возник на Ближнем Востоке более двух с половиной тысяч лет назад. Основатель зороастризма пророк Заратустра проповедовал Единого Бога Ахура-Мазду, что в переводе с священного языка этой религии означает «Премудрый Господь». Интересно, что первое упоминание Армении и армян в истории связано с зороастрийской культурой. На знаменитой Бехистунской надписи, изображающей персидского царя Дария I и князей порабощенных им народов, изображен Ахура-Мазда, благословляющий Дария. Именно здесь впервые упоминается Армения — как непокорная Дарию провинция.
Крупных зороастрийских общин и тем более действующих храмов огня на территории Армении сегодня нет. В современном Закавказье храм огня можно найти в крепости Нарикала в Старом Тбилиси, также широко известен знаменитый Атешгях в Баку. А во времена поздней античности зороастризм, а также эллинизированное язычество с элементами зороастризма были фактически государственными религиями Великой Армении. Зороастризм исповедовал имевший частично армянское происхождение легендарный восточный полководец Митридат VI, хотя поклонялся он и греческим богам. Само имя Митридат означает «дарованный Митрой» и напоминает о боге солнца Митре, которому поклонялись и другие армянские цари того времени. К примеру, почитавший Митру под именем Гелиоса, царь Великой Армении Тиридат I построил в его честь храм в селе Гарни, который сохранился до нашего времени. Сегодня это один из немногих храмов античного типа на территории бывшего СССР, хотя в значительной степени он восстановлен из современного материала.
Многочисленные священные города в честь Митры, а также других популярных богов древнего армянского пантеона — Арамазда и Анаит — строились также вдоль реки Аракс, притоков Тигра и Ефрата и во многих других местах по всей стране. Одна из столиц Великой Армении — крепость Ани — почиталась как священный город Анаит, в честь которой здесь стояли многочисленные храмы и золотые статуи. В водах Аракса жрецы приносили жертвы богам и совершали предсказания, а на вершинах окрестных гор воздвигали алтари со священными огнями. К примеру, в житии Григория Просветителя упоминается о двух горах, на одной из которых был дом Арамазда и Анаит, а на другой — «дом неутолимого огня, дом бога вечного пламени». До сих пор Анаит — одно из самых популярных женских имен в Армении.
«Культ Анаит в особом почете у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах. Знатнейшие люди посвящают богине своих дочерей еще девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причём никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной»
Страбон. «География»
Помимо храмов, священных рек и гор, в древности армяне почитали священные деревья и рощи, источники и многое другое. Эти традиции существуют и сегодня — многие ручьи и источники почитаются целебными, а покровительствуют им теперь христианские святые.
Курдские деревни Армении и религия курдов — езидизм
Во времена поздней Античности и в Средние века на Ближнем Востоке возникали многочисленные религии, составленные из элементов язычества, христианства, древнегреческой философии и многого другого. Некоторые из этих религий бесследно исчезли, другие существуют в отдаленных регионах Азии и сегодня.
К примеру, в III в н.э. выходец из армянской княжеской династии Аршакидов, ученый и поэт Мани создал очень сложную религию — манихейство, которой суждено было стать одной из крупнейших на Ближнем Востоке в ту эпоху.
Еще одной подобной религией стал езидизм, последователями которого являются племена курдов, традиционно проживающие в северном Ираке и в Закавказье. До сих пор езидизм — одна из наиболее закрытых и малоизученных религий в мире, хотя существует он уже почти тысячу лет. Эту религию создал живший в XII в. религиозный деятель Ади ибн Мусафир, объединив в ней элементы ислама, зороастризма, индуизма и христианства. К примеру, от индуизма езиды унаследовали кастовую систему, веру в переселение душ и то, что в езидизм невозможно обратиться со стороны. А вслед за зороастрийцами езиды почитают священные стихии — огонь, воду, землю и воздух.
Каста духовных лидеров — шейхов, состоящая из нескольких крупных езидских семейств, до сих пор ведет очень закрытый образ жизни. В главном езидском храме в г. Лалеш на севере Ирака шейхи хранят священные свитки с писаниями, почти недоступные не только европейцам, но и большинству езидов из двух других каст — пиров (священнослужителей) и мюридов — мирян. Лишь во второй половине XX в. религия езидов стала лучше известна европейской науке, хотя и сегодня езиды посвящают в свои тайны очень неохотно.
Езиды почитают Единого Бога, а также Иисуса Христа, Моисея, Мухаммада и семь ангелов. Главная езидская легенда гласит, что Бог сотворил мир из прекрасной белой жемчужины, а помогал Ему в этом верховный ангел Малаки Тавус, которого езиды изображают в виде павлина. Бог и Малаки Тавус создали небеса, солнце, луну и звезды, а также первого человека Адама. Затем Малаки Тавус создал свой избранный народ, для чего взял семя Адама и поместил его в наглухо закрытый сосуд. Вскоре из этого сосуда родился «совершенный человек» Шехид Ибн Джер, наделенный мудростью, благочестием и знанием истинной веры. Езиды считают себя потомками этого «совершенного человека» и поэтому не должны вступать в браки с иноверцами и принимать их в свою религию.
За исключением мавзолея в Лалеше, где находится могила Ади ибн Мусафира, езиды не имеют храмов и совершают богослужения прямо в своих шатрах перед изображениями Малаки Тавуса. До сих пор большую часть года они ведут полукочевой образ жизни в горных районах Армении, спускаясь на равнину лишь зимой. В летнее время стоянки курдов можно встретить горных районах на севере страны, в предгорьях Арагаца или вулкана Аждаак — обычно несколько больших палаток армейского типа, стада овец вокруг. Несмотря на закрытость своей культуры, курды настроены к гостям довольно дружелюбно и нередко приглашают путешественников в свои шатры.
Сегодня езиды — вторая после армян национальность и вероисповедание в Армении.
Другие религии
Еще в начале XX в. в одном только Ереване существовало около десяти мечетей, а в его окрестностях — еще несколько десятков. Однако в советские годы все они, кроме шиитской Голубой мечети XVIII в., были закрыты и разрушены. Одна из них находилась на территории Эриванской крепости, которая также была разрушена в двадцатые годы прошлого века. В результате, за исключением нескольких относительно поздних церквей, в Ереване не сохранилось почти ничего, что напоминало бы «старый город».
Голубая мечеть — единственная на сегодня в стране, и прихожанами ее в основном являются работающие в Армении иранцы и туристы из арабских стран. Мечеть хорошо сохранилась, еще с советских времен в ней существует неплохой музей. Еще один мусульманский памятник — построенный в XV в. мавзолей эмиров средневекового тюркоязычного государства Сефевидов, провинцией которого Армения была в то время — можно найти по дороге в Эчмиадзин.
Еще одной уникальной культурой, исчезающей на наших глазах, является культура религиозного движения молокан. Возникшее в XVIII в. как одно из направлений старообрядчества, молоканство было сочтено властями «зловредной сектой», в результате чего по приказу Николая I молоканские общины выселялись в южные губернии Российской империи и в Закавказье. Сегодня молокане составляют особый субэтнос, уникальную этнографическую группу русских, которые даже в советские годы сохраняли вынесенные из дореволюционной России религию, быт и диалект. Также как и езиды, молокане не имеют храмов и молятся в своих домах, живут почти натуральным хозяйством и в целом, по религии близки к русским баптистам, а по образу жизни — к американским амишам. Однако в последние годы многие молокане переехали в Россию, и лишь несколько десятков семейств в отдаленных горных деревнях Армении продолжают сохранять молоканские традиции, для чего ведут довольно закрытый образ жизни. В отличие от езидов, молокане пускают в свои дома путешественников довольно неохотно.
Что же касается армянской диаспоры, то помимо приверженцев Армянской Апостольской Церкви, существуют небольшие, но стабильные общины армян-католиков, а также армян, которые исповедуют византийский вариант Православия.
Католические монастыри армянского обряда существовали в Европе уже в позднем Средневековье, становясь центрами книгопечатания и картографии. К примеру, популярный советский сериал «Д’Артаньян и три мушкетера» снимался в том числе в антураже армяно-католического монастыря во Львове. На территории самой Армении католических храмов и монастырей сегодня нет. Однако в Москве армяне-католики служат мессы в католическом соборе Непорочного Зачатия, а православные несколько раз в год собираются в храме Василия Блаженного в приделе св. Григория Просветителя, который на Руси был известен как Григорий Армянский.
P.S. Использованные в тексте фото сделаны автором — Вячеславом Тереховым.
Комментарии