Самые высокие на земле горы и бескрайние плоскогорья, тибетская фауна и кристальные озёра, древние монастыри и священная вершина, слава о которой несётся по всей Земле, в путешествии по Тибету.
Гора Кайлас (6714 м) является самой священной вершиной Азии. Она окутана таинственностью древних легенд и мистических учений, и на протяжении многих веков является местом поклонения и центром паломничества для последователей четырех великих религий – буддизма, индуизма, джайнизма и религии Бон-По, а в последнее время привлекает все больше туристов со всего мира.
Мы отправляемся в Гималаи, чтобы на своём опыте понять и почувствовать, что может дать обычному человеку из мегаполиса это уникальное место на географической карте, свято чтимое мистиками, йогами и святыми.
Верующие четырех религий — индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли». Кайлас — это гора Меру, находящаяся в центре Гималаев, имеющая особое географическое расположение в центре Тибетского плато, на котором берут начало реки Карнали (впадающая в Ганг), Инду, Сутлеж и Брахмапутра. Паломничество к горе и ее священный обход – кора вокруг Кайласа – является одним из главных паломничеств в Тибете.
Гора известна под многими именами: у европейцев — Кайлас, у китайцев — Гандисышань либо Ганжэньбоци, в традиции бон — Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Римпоче (Kang Rimpoche) — «Драгоценная снежная гора» или «Великая снежная».
Эта поразительной красоты вершина, увенчанная сияющим ледовым куполом, является грандиозной скальной пирамидой совершенных пропорций. Четыре ребра горы почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику — буддистский символ духовной силы. Ни географически, ни геологически Кайлас не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, он поднялся вместе с плато со дна океана, и существовал задолго до появления Гималаев. Вершина горы до сих пор остаётся непокорённой.
Наше путешествие к горе Кайлас составлено таким образом, чтобы обеспечить максимально щадящую акклиматизацию и наиболее комфортное прохождение маршрута, проходящего на высотах, к которым человек из обычного западного мира не приспособлен.
Автор путешествия, его организатор и гид:
Федорович Андрей — основатель и руководитель клуба путешественников «Миры».
• Более 20 лет путешествует по Индии, Тибету, Непалу, Монголии, Японии, ЮВА, Африке и Латинской Америке.
• Побывал более чем в 70 странах мира.
• Провел больше 70 путешествий с группами.
• 30 лет изучает культуру и традиции Востока.
• Член Русского географического общества.
• Увлекается йогой, тайцзыцюань, поэзией.
• Свободно владеет английским, немного – непали, тибетским и китайским.
Гид: Олег Ткачев
• Путешествует с 2003 года, за это время посетил более 20 стран.
• На данный момент работает гидом по Индии, Тибету и Непалу.
• Олег свободно владеет английским, прошел курсы первой помощи в Российском Красном Кресте.
• Занимается фотографией, интересуется этнографией, восточной философией, буддизмом, практикует йогу и медитацию.
Если вы хотите больше узнать, как готовиться к такому путешествию физически и нравственно, а также о том, каков Тибет сегодня, посмотрите запись лекции Федоровича Андрея.
Как присоединиться к путешествию
- Заполните заявку, чтобы гид мог связаться с вами для краткой беседы и ответа на все интересующие вопросы (кстати, ответы на общие вопросы уже есть в разделе FAQ).
- После подтверждения участия вы приобретаете авиабилеты и вносите гиду предоплату. Оставшаяся часть суммы передается гиду по прилету в пункт назначения.
- В дальнейшем общайтесь с гидом напрямую, поскольку он является одновременно и организатором путешествия.
15 сентября.
Вылет в Катманду.
16-17 сентября.
Прибытие в Катманду.
Заселение в гостиницу.
Закупка недостающей экипировки.
Если останется время – осмотр самых значимых памятников столицы Непала.
Ступа Боднатх, индуистский комплекс Пашупатинатх.
Экскурсионная программа по долине Катманду.
18 сентября.
Начинаем оформление документов в посольстве КНР. Сдаём отпечатки пальцев. Во второй половине дня выезжаем в сторону тибетской границы. Из Дунче делаем акклиматизационный выход в горы.
19-20 сентября.
Акклиматизационные треки в районе Лангтанга. Ждём документов.
21 сентября.
Переход границы в Расува и переезд в Кьиронг (2700м).
Пакба гомпа. По легенде великий тибетский король Сонгцен Гамбо построил этот монастырь для своей будущей непальской жены — принцессы Бхрикути. И именно в этом месте она отдыхала по дороге в Лхасу в середине VII века. Потом мы увидим узкий каньон Джифу, глубина которого 250 метров, посетим древние статуи трёх боддхисаттв-защитников (Ваджрапани, Манджушри и Авалокитешвары) Ризонг Гонгпо, созданные непальскими мастерами в середине VII века. И, наконец, мы поднимемся в деревню Нитсун (если уже построили дорогу), которая расположена на высоте более 3000 м над долиной Гьиронга.
Отсюда открывается прекрасный вид на всю долину и на снежные пики вокруг: Ладуо, Равобанба, Тьеби и язык ледника Пурог Кангри. В хорошую погоду отсюда можно видеть снежные шапки массива Аннапурны в Непале. Легенда говорит, что великий индийский мастер Атиша, один из основателей школы кадампа и тот, чьими силами был возрождён буддизм в Тибете, на пути из Индии через Непал провёл в Нитсун целый год и назвал это место «раем на Земле». Не зря местные жители считают Атишу хранителем этих мест.. Мы прогуляемся по деревне и сделаем небольшую вылазку в сторону гор с целью акклиматизации. Возможно, удастся заночевать в деревне Нитсун.
22 сентября.
Переезд в Зонгга или Верхний Гьиронг (Zongga, 4130 м), столицу префектуры Гьиронг/Кьиронг. Второй день акклиматизации. Сегодня мы посетим расположенные поблизовсти развалины небольшого княжества Гонгтанг, которое процветало здесь в течение почти 600 лет, начиная с XI века. Среди сохранившихся строений — Дролма Лакханг, небольшая действующая гомпа. Ещё мы посетим монастырь Цагар. Его история связана с именем великого мистика, поэта и йогина Тибета, основателя школы Карма Кагью — Джецюном Миларепой.
Согласно легенде Миларепа родился в окрестностях Кьиронга. Другая тибетская легенда связывает этот район с местом рождения великой богини долгой жизни — Таши Церингмы. Согласно традиции — Церингма явилась сакральной женой Миларепы. Сам Миларепа долгое время медитировал в этих местах. В этот день мы также совершим небольшую акклиматизационную прогулку по местным долинам.
23 сентября.
Переезд в Сагу (4640 м). По дороге в Сагу мы попробуем успеть свернуть с трассы с тем, чтобы увидеть историческое свидетельство самых ранних связей Танского императорского Китая и североиндийского королевства Магадхи. В 647 году танский император Тай-цзун послал Ван Сюаньцэ в Индию ко двору царя Харши. Ван Сюаньцэ шёл именно этим караванным путём через Гьиронг о чём осталась соотвествующая запись на одной из скал неподалёку от Зонгга.
Далее мы сделаем ещё один небольшой крюк и посетим удивительное по красоте озеро Пейку, лежащее как изумруд у основания снежных гигантов Главного Гималайского хребта. В этот день мы сделаем ещё две остановки: у берегов ещё одного очень красивого солёного озера Цо Дролунг (если нам повезёт мы встретим здесь кочевников дрокпа, у которых можно будет разжиться настоящим йогуртом) и на одном из высотных перевалов.
24 сентября.
Переезд на озеро Манасаровар (4650 м). Сегодня нас ждёт очень длинный, хотя и очень красивый день в автобусе. За день мы преодолеем 450 километров и 4 перевала выше 5000 метров по бескрайним плоскогорьям Западного Тибета. Здесь, почти наверняка, мы встретим большое количество кьянгов (диких тибетских лошадей) и чиру (небольших антилоп), а если повезёт, то и лис, а, может быть даже волка.
По дороге мы заедем в небольшой монастырь Даргьелинг, а также очень живой и важный монастырь школы сакья – Зонгба. Песчаные дюны в районе Парьянга в последнее время покрыли тканью, и они потеряли часть своего очарования, но виды, открывающиеся отсюда путешественнику, по-прежнему радуют глаз. Вечером мы, если успеем, искупаемся в горячих источниках возле озера Манасаровар.
25 сентября.
Озеро Манасаровар и Чиу Гомпа.
Утром встречаем восход у монастыря Чиу Гомпа. Чиу Гомпа – место, связанное с деятельностью великого мастера Падмасамбхавы (Гуру Римпоче), которого почитают в Тибете, как второго Будду. Здесь, в небольшой пещере, он медитировал неделю после посещения Кайласа, и здесь же находится его нерукотворная статуя из сандалового дерева.
Далее мы увидим «демоническое» (или «мёртвое») озеро Ракшастал (Ланга Цо), где медитировал великий демон Рамаяны — Равана и великое священное озеро Манасаровар (Мапем/Мапам Юмцо), самое важное из озёр Тибета и самое почитаемое из священных озёр во всём индо-буддийском мире. Омовение в Манасароваре.
Во второй половине дня переезжаем в деревеньку Монстер, расположенную в районе верхнего течения реки Сатледж.
26 сентября.
Тиртапури – ещё одно священное и важное место. Согласно легенде именно здесь Гуру Римпоче (Падмасамбхава) покинул земную оболочку и ушёл в паринирвану. Здесь расположена так называемая Малая кора и всегда много паломников. Рядом находятся горячие источники. Далее нас ждёт Долина Гаруды: посещение пещерного города Кюнлунг (Серебряный дворец Гаруды) – столицы боннского государства Шаншунг. По дороге мы заедем в Гуругьям – достаточно крупный монастырь древней религии Тибета Бон.
Переезд в Дарчен. Подготовка к коре.
27 сентября.
Первый день коры. Выходим на тропу около 7 утра. За день нам предстоит преодолеть 20 км по долине реки Лха. Примерно через час остановка возле места поклонения Южному Лицу Кайласа. Далее следует спуск в Божественную долину Ла Лунг к чортену Кангни в районе Тарбоче и кладбища 84 махасиддхов. Те, кто будет двигаться в хорошем темпе, смогут также посетить один из важнейших монастырей — монастырь Чуку. Здесь находится три очень важных святыни: статуя, чаша и раковина. Обычно здесь можно получить благословение на кору от настоятеля монастыря. Любопытно, что 13 кор вокруг монастыря приравнивают к одной большой коре вокруг Кайласа.
Далее нас ждёт продолжительный, затяжной переход до места поклонения Западному Лицу Кайласа. Здесь или чуть дальше, в районе камня Тандрина, мы сделаем остановку на обед. Ещё несколько часов ходу и мы в Дирапук Гомпа, который расположен напротив Северного Лица Кайласа. У кого останутся силы, смогут посетить этот ещё один важный монастырь и/или подняться на плато напротив Северного Лица, где можно предаться размышлению и созерцанию. Это наша самая высокая ночёвка на протяжении всего пути на высоте 5000 метров над уровнем моря.
28 сентября.
Основная цель сегодняшнего дня – восхождение и подход к Северному Лицу Горы. Путь в одну сторону на высоту около 5400м займёт 2-3 часа. Каждый приходит в это место со своими помыслами и целями, поэтому у всех нас будет достаточно времени и пространства для того, чтобы задать свои вопросы и получить нужные ответы. Мы проведём в этом благословенном месте ровно столько времени, сколько будет нужно, после чего вернёмся в Дира Пук.
Во второй половине дня те, кто захочет, сможет посетить монастырь Дира Пук и «пещеру Ячицы», где в XIII веке медитировал великий тибетский мастер Готсанпа Гонпо Дорже, открывший путь коры вокруг Кайласа.
29 сентября.
Главный день коры. Перевал Дролма Ла (5640 м)
Сегодня самый ответственный день всего путешествия. Начнётся он для нас в 5 утра. После лёгкого завтрака мы выйдем в леденящий холод (по крайней мере до восхода солнца), чтобы через несколько часов непрерывного движения подняться на перевал Дролма Ла (5640 м), который в мандале Кайласа символизирует новое рождение и очищение от привязанностей и омрачений прежней жизни. Но перед тем, как начать подъём на перевал, мы будем проходить одно небольшое небесное кладбище – Шива Цал. Здесь, идущие на перевал паломники, оставляют волосы, одежду, фотографии, несколько капель крови и/или другие вещи, которые символически помогают им избавиться от прежних привязанностей. За перевалом нас ждёт долгий спуск к монастырю Зутрул Пук.
30 сентября.
Утром мы посетим монастырь, который также связан с именем поэта и йогина Миларепой. Именно здесь, в небольшой пещере монастыря Зутрул Пук, Миларепа неспешно ждал восхода солнца, чтобы с первым лучом взлететь на вершину священной горы и тем самым положить конец в своем состязании с бонским мастером Наро Бончунгом. Отсюда нам остаётся всего 11 километров до Дарчена, где мы завершим священный обход вокруг Горы. Во второй половине дня мы отправимся в Сагу.
1 октября
Переезд Сага — Гьиронг.
2 октября
Переезд Гьиронг — Катманду
3 октября.
Вылет домой.
Примечание: маршрут и программа могут корректироваться в зависимости от погодных, транспортных условий, состояния и пожеланий участников группы.
Авторы фотографий к анонсу: Борис Заугольнов, Федор Демешко, Александр Казанцев.
Стоимость | 2850$ c человека |
Входит: | автотранспорт по всему маршруту проживание (гостиницы в городах и лоджии на коре) все входные билеты в музеи и монастыри все разрешения, пермиты и билеты в национальные парки профессиональное сопровождение (гид клуба и местный тибетский гид) транспортировка рюкзаков на коре |
Не входит: | авиабилеты в Катманду и обратно* питание (20-25$ в день), кроме завтраков, включённых в проживание в гостиницах визы в Непал и в Китай медицинская страховка чаевые местному гиду, водителю и портерам личные расходы: сувениры, алкоголь и тд. |
*Билеты приобретаются самостоятельно, при этом гид поможет вам подобрать наиболее оптимальный и дешевый перелет. Пожалуйста, предварительно согласуйте покупку билетов с гидом!
Отзывы
Отзывов пока нет.
Написать отзыв