Самые высокие на земле горы и бескрайние плоскогорья, тибетская фауна и кристальные озёра, древние монастыри и священная вершина, слава о которой несётся по всей Земле.
Автор путешествия, его организатор, а также гид и основатель клуба Федорович Андрей:
Гора Кайлас (6714 м) является самой священной вершиной Азии. Она окутана таинственностью древних легенд и мистических учений, и на протяжении многих веков является местом поклонения и центром паломничества для последователей четырех великих религий – буддизма, индуизма, джайнизма и религии Бон-По, а в последнее время привлекает все больше туристов со всего мира.
Этой весной мы отправляемся в Гималаи, чтобы на своём опыте понять и почувствовать, что может дать обычному человеку из мегаполиса это уникальное место на географической карте, свято чтимое мистиками, йогами и святыми.
Верующие четырех религий — индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли». Кайлас — это гора Меру, находящаяся в центре Гималаев, имеющая особое географическое расположение в центре Тибетского плато, на котором берут начало реки Карнали (впадающая в Ганг), Инду, Сутлеж и Брахмапутра. Паломничество к горе и ее священный обход – кора вокруг Кайласа – является одним из главных паломничеств в Тибете.
Гора известна под многими именами: у европейцев — Кайлас, у китайцев — Гандисышань либо Ганжэньбоци, в традиции бон — Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Римпоче (Kang Rimpoche) — «Драгоценная снежная гора» или «Великая снежная».
Эта поразительной красоты вершина, увенчанная сияющим ледовым куполом, является грандиозной скальной пирамидой совершенных пропорций. Четыре ребра горы почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику — буддистский символ духовной силы. Ни географически, ни геологически Кайлас не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, он поднялся вместе с плато со дна океана, и существовал задолго до появления Гималаев. Вершина горы до сих пор остаётся непокорённой.
Наше путешествие к горе Кайлас составлено таким образом, чтобы обеспечить максимально щадящую акклиматизацию и наиболее комфортное прохождение маршрута, проходящего на высотах, к которым человек из обычного западного мира не приспособлен.
Маршрут рассчитан таким образом, что он состоит из двух частей
1 часть: 1 неделя треккинга и акклиматизации в непальских Гималаях
2 часть: 2 недели путешествия по Западному Тибету и кора вокруг священной горы Кайлас.
В зависимости от ваших возможностей, вы можете присоединиться к нашему путешествию на:
— одну неделю – только треккинг в Непале
— две недели – только путешествие в Тибет с ускоренной акклиматизацией
— три недели: первая и вторая часть путешествия.
Понятное дело, что «длинный», трёхнедельный маршрут таит в себе массу преимуществ и даёт вам больше возможностей:
— вы оказываетесь более подготовленными в плане высотной акклиматизации
— у вас будет достаточно времени и идеальные условия для психологической подготовки
— трёхнедельный вариант гораздо больше похож на настоящее паломничество к священной горе, тем более для тех, кто особенно серьёзно относится к подобному путешествию
— маршрут непальского треккинга проходит по священным местам потрясающей красоты, не слишком затоптанных массовым туризмом.
О новом маршруте со стороны Непала
28-го августа 2017 года TTB (тибетское туристическое бюро) официально объявило об открытии наземной границы между Тибетом и Непалом в районе пограничного перехода Расувагади-Кьиронг, что расположен в районе Западного Лангтанга (в сторону Дунче и Сябру Беси, для тех, кто знает район).
До недавнего времени этот погранпереход могли использовать лишь непальцы, тибетцы и китайские туристы. После разрушительного непальского землетрясения 2015 года, когда Дорога дружбы и пограничный переход Жангму-Кодари оказались полностью уничтожены, а Тибет оказался по сути отрезанным для наземных перемещений из Непала для западных путешественников. Теперь мы снова можем путешествовать на Кайлас через Непал. Чем же интересен новый маршрут для путешественников?
Городок Кьиронг расположен в самом сердце Гималаев, среди альпийских лугов и вздымающихся снежных пиков. В прессе его часто называют последним тибетским секретом, и действительно, для западных туристов этот регион в последние годы был наглухо закрыт.
Впервые правительством КНР Кьиронг был открыт внешнему миру уже в 1961 году, а в 2007-м он стал действовать как официальный таможенный пост. А вот как основной транспортный пограничный переход, он обрёл значение лишь в августе 2014 года, когда в результате муссона сильный оползень перекрыл основную трассу между Китаем и Непалом: дорогу Дружбы — Аранико Хайвей. Уже в декабре 2014 года этот переход был официально признан и назван самым новым и перспективным непало-китайским пограничным переходом. Очень скоро для Непала он оказался жизненно важным каналом помощи со стороны КНР после землетрясения в мае 2015 года, а также во время топливного кризиса конца 2015/начала 2016 годов.
Монастырь Пакба, построенный в VII веке тибетским королём Сонгцен Гампо, для своей невесты, непальской принцессы Бхрикути.
Немного истории… Кьиронг или Гьиронг в перводе с тибетского означает «удобная» или «счастиливая деревня». Первые контакты Непала с Тибетом в этих местах датированы 7-8 веком. Именно через эти места лежал путь в Тибет принцессы Бхрикути — непальской жены великого тибетского короля Сонгцен Гампо. И именно здесь тибетские легенды относят место рождения великой богини долгой жизни — Таши Церингмы.
Согласно традиции — Церингма явилась сакральной женой великого поэта и йогина Тибета — Миларепы. Сам Миларепа долгое время медитировал в этих местах в одном из четырёх важнейших монастырей, построенных в этих долинах по легенде ещё в VII веке. В XI веке эти места по дороге в Тибет посетил также знаменитый индийский мастер Атиша, один из основателей школы кадампа. Первое описание Кьиронга и окрестностей дал знаменитый немецкий альпинист и востоковед, друг Генриха Харрера (его роман «Семь лет в Тибете») Петер Ауфшнайтер, проведший в Тибете и Непале большую часть своей жизни. В 1945 году он насчитал здесь 26 храмов и монастырей.
Китайские (цинские) войска атакуют позиции гуркхов в районе Гьиронга (Джиронга) во время непало-тибетской войны (1788-1792 гг.)
I часть путешествия – акклиматизационный треккинг в Непале в районе Лангтанг и Хеламбу (1 неделя с 22 апреля по 1 мая)
22 апреля.
Вылет в Катманду.
23 апреля.
Прибытие в Катманду. Заселение в гостиницу. Оформление документов. Закупка недостающего снаряжения. Если останется время — осмотр самых значимых памятников столицы Непала: ступа Боднатх, индуистский комплекс Пашупатинатх и/или историческая площадь Дарбар.
24 апреля.
Выезд в Кутумсанг (Kutumsang, 2470 м). Примерно 5 часов дороги по горным серпантинам. Пьём чай и начинаем движение вверх по рододендроновым лесам до лоджии Мангенгот (3280м), около 4 часов. Возможно, мы ещё сумеем застать цветущие рододендроны.
25 апреля.
Утром выход на смотровую площадку над Магенгот (Magengoth), откуда открывается вид на Гималаи. С этой точки мы сможем увидеть сияющие снегами вершины Дордже Лхакпа (6900м), Ганченпо (6700м), Пурбичачу (6600м), Наяканг (5800м)… После завтрака переход до Гхопте (Ghopte, 3430) или Пхеди (Phedi, 3730). Первые полдня нас ждёт очень красивый переход по кромке хребта среди рододендроновых лесов и в виду снежных шапок Главного Гималайского Хребта.
26 апреля.
Переход перевала Лауребина (Laurebina Pass, 4610м) до священных озёр Госаинкунд (Сарасвати Кунд, Бхайрав Кунд, высота 4380 м). Сегодняшний день будет действительно напряжённым (особенно его первая половина), но наградой нам станет вид с верхней точки перевала, а также вид озёр, которые почитаются во всём индуистском мире.
Согласно легенде, во время пахтанья океана богами и асурами, возник страшный яд калакута, который грозил уничтожить всё живое. И тогда боги бросились к Шиве (главный «кризисный управляющий» индуистского пантеона) с тем, чтобы он спас мир. Шива выпил яд, но задержал его в горле, чтобы тот не причинил ему вреда. Однако боль от этого яда была столь сильной, что Шива в ярости воткнул свой трезубец в Гималаи. Из того места куда он воткнул его потекла река, имя которой, Тризули («трезубец»)… К этим священным местам ежегодно устремляются тысячи индийских паломников и садху.
27 апреля.
Утром мы ещё насладимся гармонией кристальных озёр с тем, чтобы после завтрака снова пуститься в путь. Сегодня нас ждёт переход ещё одного, хотя и менее высокого, перевала высотой 4165 м и длинный затяжной спуск в деревню Туло Сябру (Thulo Shyaphru, 2250 м). По дороге мы постараемся посетить важную гомпу (Сингх Гомпа) и завод по производству сыра.
28 апреля.
Спуск в деревню Сябрубеси (1460 м). Обед и переезд в деревню Гатланг (2236 м). Гатланг — одна из наиболее колоритных деревень народности таманг. В настоящее время деревня находится известной тропе, которая носит название «Культурного наследия тамангов». Таманги — буквально «человек на лошади» — буддисты тибетского толка, народ, в своё время бежавший из Тибета в Непал во времена гонений на буддизм. Некоторые учёные считают их остатками конных отрядов тибетской армии, осевших в Непале в средние века.
29 апреля.
1 группа (1 и 3 недели): переход Гатланг — Чилиме (1762 м) — Татопани (2607 м) 6 часов.
После завтрака неспешный спуск в Чилиме, где на реке Бхоте-Коси расположен довольно крупная гидроэлектростанция. Здесь нас ждёт обед. После обеда довольно крутой подъём в Татопани.
Татопани — буквально «горячая вода» — место на одном из холмов над долиной царства тамангов, где можно принять горячую ванную в источниках, правда, для этого придётся преодолеть довольно крутой и долгий подъём в 900 метров по высоте.
30 апреля.
1 группа: переход Татопани — Тхуман (2238 м ) 6 часов
Утром после завтрака мы поднимемся в Нагтали. В своё время это было популярным местом отшельничества для буддийских монахов. Затем мы преодолеем самый высокий перевал в этом районе — Нагтали Ла/Данда (3300м), откуда в хорошую погоду нам откроется панорамный вид на снежные хребты Лангтанга, Керунга, Ганеш-Химал и Санджин. Далее нас ждёт спуск в ещё одну деревню тамангов – Тхуман.
1 мая
1 группа: переход Тхуман — Тимуре (1762м) 6 часов
После завтрака нас ждёт спуск к старой торговой дороге из Непала в Тибет, по которой мы попадём на границу. Вдоль тропы расположены несколько деревень тамангов, куда достаточно редко попадают европейские туристы. Здесь ещё можно увидеть культуру тамангов в её наиболее чистом виде.
Встреча второй группы (2 недели) в деревне Тимуре, переезд на границу, переход границы в районе перехода Расувагати — Кьиронг (2700м).
Те, кто завершает путешествие, отправляется назад в Катманду.
II часть путешествия – Западный Тибет и кора вокруг священной горы Кайлас (с 29 апреля по 14 мая)
29 апреля
Вылет второй группы в Катманду.
30 апреля
Прибытие второй группы в Катманду. Группу встречает наш непальский партнёр.
Заселение в гостиницу.
Оформление документов. Закупка недостающего снаряжения.
Если останется время — осмотр самых значимых памятников столицы Непала.
Ступа Боднатх, индуистский комплекс Пашупатинатх и/или историческая площадь Дарбар.
1 мая
Выезд из Катманду в сторону границы с Тибетом
Встреча групп 1 и 2 в деревне Тимуре, переезд на границу, переход границы в районе перехода Расувагати — Кьиронг (2700м).
2 мая
Переезд в Кьиронг (2700м). Акклиматизация.
Пакба гомпа. По легенде великий тибетский король Сонгцен Гамбо построил этот монастырь для своей будущей непальской жены — принцессы Бхрикути. И именно в этом месте она отдыхала по дороге в Лхасу в середине VII века. Потом мы увидим узкий каньон Джифу, глубина которого 250 метров, посетим древние статуи трёх боддхисаттв-защитников (Ваджрапани, Манджушри и Авалокитешвары) Ризонг Гонгпо, созданные непальскими мастерами в середине VII века. И, наконец, мы поднимемся в деревню Нитсун, которая расположена на высоте более 3000 м над долиной Гьиронга.
Отсюда открывается прекрасный вид на всю долину и на снежные пики вокруг: Ладуо, Равобанба, Тьеби и язык ледника Пурог Кангри. В хорошую погоду отсюда можно видеть снежные шапки массива Аннапурны в Непале. Легенда говорит, что великий индийский мастер Атиша, один из основателей школы кадампа и тот, чьими силами был возрождён буддизм в Тибете, на пути из Индии через Непал провёл в Нитсун целый год и назвал это место «раем на Земле». Не зря местные жители считают Атишу хранителем этих мест.. Мы прогуляемся по деревне и сделаем небольшую вылазку в сторону гор с целью акклиматизации. Возможно, удастся заночевать в деревне Нитсун.
Горный ландшафт в районе Гьиронга
3 мая
Переезд в Зонгга (Zongga, 4130 м), столицу префектуры Гьиронг/Кьиронг. Второй день акклиматизации. Сегодня мы посетим расположенные поблизовсти развалины небольшого княжества Гонгтанг, которое процветало здесь в течение почти 600 лет, начиная с XI века. Среди сохранившихся строений — Дролма Лакханг, небольшая действующая гомпа. Ещё мы посетим монастырь Цагар. Его история связана с именем великого мистика, поэта и йогина Тибета, основателя школы Карма Кагью — Джецюном Миларепой.
Согласно легенде Миларепа родился в окрестностях Кьиронга. Другая тибетская легенда связывает этот район с местом рождения великой богини долгой жизни — Таши Церингмы. Согласно традиции — Церингма явилась сакральной женой Миларепы. Сам Миларепа долгое время медитировал в этих местах. В этот день мы также совершим небольшую акклиматизационную прогулку по местным долинам.
4 мая
Переезд в Сагу (4640 м). По дороге в Сагу мы попробуем успеть свернуть с трассы с тем, чтобы увидеть историческое свидетельство самых ранних связей Танского императорского Китая и североиндийского королевства Магадхи. В 647 году танский император Тай-цзун послал Ван Сюаньцэ в Индию ко двору царя Харши. Ван Сюаньцэ шёл именно этим караванным путём через Гьиронг о чём осталась соотвествующая запись на одной из скал неподалёку от Зонгга.
Далее мы сделаем ещё один небольшой крюк и посетим удивительное по красоте озеро Пейку, лежащее как изумруд у основания снежных гигантов Главного Гималайского хребта. В этот день мы сделаем ещё две остановки: у берегов ещё одного очень красивого солёного озера Цо Дролунг (если нам повезёт мы встретим здесь кочевников дрокпа, у которых можно будет разжиться настоящим йогуртом) и на одном из высотных перевалов.
5 мая
Переезд на озеро Манасаровар (4650 м). Сегодня нас ждёт очень длинный, хотя и очень красивый день в автобусе. За день мы преодолеем 450 километров и 4 перевала выше 5000 метров по бескрайним плоскогорьям Западного Тибета. Здесь, почти наверняка, мы встретим большое количество кьянгов (диких тибетских лошадей) и чиру (небольших антилоп), а если повезёт, то и лис, а, может быть даже волка.
По дороге мы заедем в небольшой монастырь Даргьелинг, а также очень живой и важный монастырь школы сакья – Зонгба. Песчаные дюны в районе Парьянга в последнее время покрыли тканью, и они потеряли часть своего очарования, но виды, открывающиеся отсюда путешественнику, по-прежнему радуют глаз. Вечером мы, если успеем, искупаемся в горячих источниках возле озера Манасаровар.
6 мая
Озеро Манасаровар и Чиу Гомпа. Переезд в Монастер.
Утром встречаем восход у монастыря Чиу Гомпа. Чиу Гомпа – место, связанное с деятельностью великого мастера Падмасамбхавы (Гуру Римпоче), которого почитают в Тибете, как второго Будду. Здесь, в небольшой пещере, он медитировал неделю после посещения Кайласа, и здесь же находится его нерукотворная статуя из сандалового дерева. Далее мы увидим «демоническое» (или «мёртвое») озеро Ракшастал (Ланга Цо), где медитировал великий демон Рамаяны — Равана и великое священное озеро Манасаровар (Мапем/Мапам Юмцо), самое важное из озёр Тибета и самое почитаемое из священных озёр во всём индо-буддийском мире. Омовение в Манасароваре.
Во второй половине дня переезжаем в деревеньку Монстер, расположенную в районе верхнего течения реки Сатледж.
7 мая
Тиртапури — ещё одно священное и важное место. Согласно легенде именно здесь Гуру Римпоче (Падмасамбхава) покинул земную оболочку и ушёл в паринирвану. Здесь расположена, так называемая Малая кора и всегда много паломников. Рядом находятся горячие источники.. Далее нас ждёт Долина Гаруды: посещение пещерного города Кюнлунг (Серебряный дворец Гаруды) — столицы боннского государства Шаншунг. По дороге мы заедем в Гуругьям — достаточно крупный монастырь древней религии Тибета Бон.
Во второй половине дня, после обеда в Монстере – переезд в Гуге/Занда. Если нам повезёт с погодой и временем, за перевалом мы увидим невероятную панораму индийских Гималаев на фоне изрезанных глинистых останцов долины реки Сатледж. Ночёвка в монастырском гестхаузе (3760 м).
8 мая
Рано утром, затемно выезд в Цапаранг с тем, чтобы увидеть развалины древнего буддийского царства Гуге в лучах восходящего солнца. Дворец представлят собой 300-метровую пирамидальную скалу с 1000 пещер-храмов. Всё это великолепие расположено в сказочном окружении изрезанных причудливыми вымоинами глинистых останцов. В сохранившихся лакхангах мы увидим древние фрески, сделанные кашмирскими мастерами в XI-XVI веках.
После обеда посещение монастыря Тхолинг, который был заложен в XI веке ещё одним великим монахом-переводчиком, соратником Атиши — Рингченом Зангпо. Стены монастыря также покрыты кашмирскими фресками. Поездка по каньону реки Сатледж, одному из самых глубоких в мире. Возвращение район священных озёр и горы Кайлас. Остановка в Дарчене. Подготовка к коре.
9 мая
Первый день коры. Выходим на тропу около 7 утра. За день нам предстоит преодолеть 20 км по долине реки Лха. Примерно через час остановка возле места поклонения Южному Лицу Кайласа. Далее следует спуск в Божественную долину Ла Лунг к чортену Кангни в районе Тарбоче и кладбища 84 махасиддхов. Те, кто будет двигаться в хорошем темпе, смогут также посетить один из важнейших монастырей — монастырь Чуку. Здесь находится три очень важных святыни: статуя, чаша и раковина. Обычно здесь можно получить благословение на кору от настоятеля монастыря. Любопытно, что 13 кор вокруг монастыря приравнивают к одной большой коре вокруг Кайласа.
Далее нас ждёт продолжительный, затяжной переход до места поклонения Западному Лицу Кайласа. Здесь или чуть дальше, в районе камня Тандрина, мы сделаем остановку на обед. Ещё несколько часов ходу и мы в Дирапук Гомпа, который расположен напротив Северного Лица Кайласа. У кого останутся силы, смогут посетить этот ещё один важный монастырь и/или подняться на плато напротив Северного Лица, где можно предаться размышлению и созерцанию. Это наша самая высокая ночёвка на протяжении всего пути на высоте 5000 метров над уровнем моря.
10 мая
Второй день коры. Перевал Дролма Ла (5640 м)
Сегодня самый ответственный день всего путешествия. Начнётся он для нас в 5 утра. После лёгкого завтрака мы выйдем в леденящий холод (по крайней мере до восхода солнца), чтобы через несколько часов непрерывного движения подняться на перевал Дролма Ла (5640 м), который в мандале Кайласа символизирует новое рождение и очищение от привязанностей и омрачений прежней жизни. Но перед тем, как начать подъём на перевал, мы будем проходить одно небольшое небесное кладбище – Шива Цал. Здесь, идущие на перевал паломники, оставляют волосы, одежду, фотографии, несколько капель крови и/или другие вещи, которые символически помогают им избавиться от прежних привязанностей. За перевалом нас ждёт долгий спуск к монастырю Зутрул Пук.
11 мая
Утром мы посетим монастырь, который также связан с именем поэта и йогина Миларепой. Именно здесь, в небольшой пещере монастыря Зутрул Пук, Миларепа неспешно ждал восхода солнца, чтобы с первым лучом взлететь на вершину священной горы и тем самым положить конец в своем состязании с бонским мастером Наро Бончунгом. Отсюда нам остаётся всего 11 километров до Дарчена, где мы завершим священный обход вокруг Горы. Во второй половине дня мы отправимся в Сагу.
12 мая
Переезд Сага — Гьиронг
13 мая
Переезд Гьиронг — Катманду
14 мая
Вылет домой.
Примечание: маршрут и программа могут корректироваться в зависимости от погодных, транспортных условий, состояния и пожеланий участников группы.
Авторы фотографий к анонсу: Борис Заугольнов, Федор Демешко, Александр Казанцев.
СТОИМОСТЬ | Одна неделя треккинга в Непале с 22 апреля по 1 мая – 1000 $ Две недели в Тибете с 29 апреля по 14 мая – 2750 $ Три недели в Непале и Тибете с 22 апреля по 14 мая – 3350 $ |
ВКЛЮЧЕНО | транспорт по маршруту проживание (гостиницы в городах и лоджии на коре) все входные билеты пермиты профессиональное сопровождение (гид клуба и местный тибетский гид) транспортировка рюкзаков на коре и треке страховка |
ВЫКЛЮЧЕНО | авиаперелёт в Катманду и обратно* питание 2-3 раза в день в зависимости от времени и потребности (15-25$ в день) виза в Китай (100$) виза в Непал (25-40$) чаевые алкоголь |
*Билеты приобретаются самостоятельно, но только после согласования с гидом!
Отзывы
Начинаю отправлять «кристаллы».
Понять, что хорошего было в нашем путешествии можно только если там был. Пытаюсь рассказывать и вижу искреннее непонимание чему чувак радуется: головные боли, на фото опухший как с похмелья, пейзажи — да красивые, но не «баунти». Особенно радует слушателей мое умиление двухразовым принятие ванн, и уточнение, что это не в день , а за все время. И конечно какашки на стенах, крышах, просто в кучах, в ведрах возле печек, в печках. И вопрос, а как там пахнет? А пахнет там здорово. Пылью , которой сотни лет, сухим жаром печек в палатках, специями вперемешку с чаем, дымом можжевельника, маслом, песком, снегом, чем-то чего я не знаю, но не какашками… Следующий в рейтинге вопрос: » ну что почувствовал? Просветлел? » Сейчас понимаю — да, просветлел. А как не просветлеть, если из грехов только занятие йогой, и то однократное, а так все заслуги и тысячи подвижников, которые меряют своими ногами, руками, всем телом расстояние до кого-то внутреннего , для меня не понятного, а для них предельно ясного состояния. И будучи втянутым в это действие круг за кругом проходишь эти коры под стенами монастырей, ступ и наконец самая главная окружность, и даже не окружность а линия, которая должна замкнуться в том же месте, где началась.
Написать отзыв